|
|
О маршрутах
Гранильщиков Ю.В:
Пройти от Эльбруса до Домбая “верхами” вдоль Главного Кавказского хребта ( ГКХ ) - идея не новая. Она родилась в 1956 - 57 годах после двух экспедиций туристов Московского “Локомотива”, последовательно изучавших восточную часть Западного Кавказа. Этот относительно несложный район, включающий Приэльбрусье, к настоящему времени имеет более 100 пройденных и классифицированных перевалов, позволяющих совершать походы от I до IV категории сложности, продолжительностью от одной до двух-трёх недель. Район доступный, очень красивый, ландшафтно разнообразный и позволяющий проложить не один десяток неповторяющихся маршрутов. В девяностых годах он не случайно оказался наиболее посещаемым горным районом бывшего СССР. Но наиболее привлекательными, по нашему мнению, являются именно маршруты следующие вдоль линии ГКХ, с использованием предвершинных снежных полей и склонов как северной, так и южной его стороны. При этом пересечение границы Грузии и продвижение по её территории может быть сведено к минимуму ( от одного до нескольких часов ) или, в зависимости от обстановки, вообще исключено. Надо заметить, что почти весь маршрут, а тем более его “заграничная” часть, пролегает на высотах 2700 - 3400 метров над уровнем моря. Это сводит до минимума вероятность нежелательных встреч. Маршруты вдоль ГКХ позволяют снизить их трудоёмкость за счёт сокращения потери - набора высоты между перевалами ( см. высотный график ).
Хотя прохождение маршрутов возможно и в обратном направлении, т.е. с запада на восток, предпочтительным представляется путь с началом на востоке, когда солнце в раннюю ходовую часть дня светит в спину, а наиболее крутые участки приходятся на подъём. Однако, в начале лета ( июнь, июль ), когда на склонах ещё много снега, путь с запада на восток позволяет набирать высоту по склонам не освещённым солнцем в первую половину дня, что легче физически и безопасней в лавинном отношении.
Начальным пунктом маршрутов могут служить посёлки Верхний Баксан ( при обходе Эльбруса с севера ), и Терскол, связанные автобусным сообщением с городами Минеральные Воды ( отправление от аэропорта или автовокзала ) и Нальчик ( от автостанции у железнодорожного вокзала ). Продолжительность пути 5 - 6 часов.
От конечного пункта в Домбае или г. Теберда автобусы за 4 часа доставляют в г. Черкесск к станции железной дороги или за 6 часов в Минеральные Воды. От Черкесска ж/д можно заказать заранее т. к. это конечный пункт нескольких прицепных вагонов к поезду Нальчик - Москва ( с отправлением во второй половине дня ).
Важным обстоятельством является наличие в середине маршрута альпинистского лагеря Узункол, связанного автомобильным сообщением ( нерегулярным ) с г. Учкулан ( около 20 км. ). откуда автобусами можно добраться до Карачаевска, Черкесска или Кисловодска.
В альплагере имеется возможность размещения в летних корпусах с комнатами на 2 - 6 человек, питания в столовой, пополнения продуктов ( крупы, сахар, консервы, хлеб ) и помывки в бане с паром.
С большинства точек маршрута по долинам рек Уллуозень, Кичкинекол, Чирикол, Узункол, Гандарай-Учкулан, Махар-Учкулан по хорошим тропам и дорогам можно в течении суток добраться до посёлка Хурзук и г. Учкулан, что даёт возможность быстрой эвакуации с маршрута или получения помощи. По всем указанным долинам имеется сезонное местное население, представленное пастухами и их семьями.
В связи с установлением пограничного режима с Грузией для нахождения в районе необходимо оформление пропусков по месту жительства или в 70 о/м для получающих маршрутные книжки в Московском городском Центральном туристском клубе.
Время прохождения конкретного маршрута нашей группы было рассчитано на спокойный темп ( темп отдыха ), при 6 - 7 ходовых часах в день. При желании оно может быть сокращено в 1.5 раза. За счёт экономии времени на основном маршруте могут быть совершены радиальные выходы на панорамные точки ( например, на перевалы ГКХ ) или восхождения на близлежащие к маршруту вершины в соответствии со спортивной квалификацией участников похода.
При спортивном прохождении маршрута рекомендуются более ранние утренние выходы: подъём не позже 6 часов, начало первого перехода не позже 8 часов. Первая половина дня до обеда 5 часов, вторая 3 - 4 часа. Обеденный отдых не менее 1 - 1.5 часов. Остановка на ночной бивак желательна не позже 18 часов.
Возможные ( и рекомендуемые по условиям рельефа ) участки движения по южным склонам ГКХ на высоте 2800 - 3100 метров:
- пер. Тройной - пер. Чипер Ложный ( Чипер Ледовый );
- пер. Талычхан Восточный - пер. Талычхан Западный;
- пер. Талычхан - пер. Замок ( пер. Инструкторский ) - пер. Средний Кичкинекол. Возможно продолжить путь по южным склонам от озера между восточной и западной ветвями ледника Замок по правому борту долины р. Замок траверсом на уровне озера и далее по левому борту долины р, Долар к перевалам Долар или Мырды - Долар*;
- пер. Мурзук - пер. Сакен-Гвандра - перевалы Гандарай или Спартак*;
- может быть также пройдена без особого риска встречи с грузинскими пограничниками связка перевалов Чаулучат - Вост. Клухор - Муруджу ( Кичи-Муруджу Южный ).
* Примечание: в верховьях рек Сакен и Гвандра наиболее вероятны встречи с охотниками - абхазами
| |
|